Фантастические обои Уильяма Морриса. Моррис обои


Обои Уильяма Морриса. Английский декоратор и основатель артистического направления «Искусства и ремесла»

Великий английский декоратор и основатель артистического направления «Искусства и ремесла» (Arts and Crafts) Уильям Моррис (William Morris) был первым художником, который отнесся к обойной печатной графике как к отдельной дисциплине изобразительного искусства. До его первых графических опытов, обои были дешевым средством для декорации викторианских интерьеров в домах с низким достатком, после – они стали украшением художественных салонов и самых богатых буржуазных домов Великобритании.     

Первым дизайном обоев Морриса была «Садовая решетка», образцом которой, предположительно, послужила декоративная ограда из его собственного сада в Бекслихите (Bexleyheath) в Кенте. Эскиз был готов в 1862 году, но из-за неудачных опытов с печатью с цинковых пластин, обои были выпущены мануфактурой Morris & Co только в 1864 году. Первым же печатным образцом обоев, выпущенных серийно, стал более простой по графике дизайн Daisy, представляющий собой живописный «гербарий» из полевых цветов. Источником вдохновения для этого сюжета послужил декор настенного ковра XV столетия, иллюстрировавший Хроники Фройссарта, но подобные легкие цветочные мотивы были характерны и для французских средневековых гобеленов, получивших название mille-fleur («тысяча цветов»). В эти двух проектах, а также в следующей графической работе Морриса – Pomegranate («Гранат»), безусловно, прослеживается влияние средневекового орнамента, что сближает его живописную манеру с работами прерафаэлитов и с идеями Джона Рёскина. 

Обои Уильяма Морриса

Дизайн "Садовая решетка", 1864

В дальнейшем при разработке новых эскизов художник использовал свои зарисовки садовых растений, растущих около дома или привезенных из путешествий по стране, гравюры и гербарии XVI-XVII столетия (он владел небольшой коллекцией, включающей и знаменитый Gerard’s Herball), старинные рукописи, гобелены и текстиль. Всего Моррис создал 50 оригинальных разработок для печатных обоев, в которых очевидна его привязанность к путанным и витиеватым орнаментам – из желания замаскировать неминуемый «механический» повтор. Его мануфактура выпустила также  49 видов обоев, разработанных другими художниками, приверженцев эстетики «Искусств и ремесел».  

Но забавная деталь, характеризующая нравы эпохи: при всех своих искусных разработках и передовых взглядах на интерьерный декор, в оформлении собственного дома – Kelmscott House в Хаммерсмите (Hammersmith) – Уильям Моррис использовал текстильную драпировку. Даже несмотря на высокую стоимость, произведенных в его мастерских и отпечатанных вручную обоев, для  него, как для богатого человека и эстетического сноба, они по-прежнему оставались лишь дешевой заменой традиционному оформлению стен.

Обои Уильяма Морриса

Дизайн "Гранат", 1866

Однако в обществе благодаря экспериментам Морриса уже назревала великая эстетическая революция: все больше состоятельных людей заказывало компании Morris&Co оригинальные печатные обои, в 1870-80-х годах многочисленные гиды по отделке и декору дома рекомендовали использовать обои Морриса, сопровождая иллюстрации советами по выбору цвета и стиля. Кульминацией растущей популярности обойных графических образцов художника, стал неминуемый процесс подражания: в очень скором времени множество проектировщиков и изготовителей наводнили рынок дешевыми обоями в стиле Морриса. А к 1890-м годам интерьер, декорированный обоями Morris & Co, - стал признаком артистической атмосферы дома среднего класса.   

Обои Уильяма Морриса

Дизайн "Акант", 1875

В общеисторической перспективе плоскостные графические стилизации флористических мотивов Морриса позволили художникам отойти от формализма и дидактизма классических орнаментов (что, к примеру, не удалось другим графистам-«первопроходцам», работавшим со средневековой этнической символикой – Огюстюсу Шарлю Пюжану ( Augustus Charles Pugin ) и Оуену Джонсу (Owen Jones). Следующее поколение английских и отчасти европейских проектировщиков выросло  уже на реформаторском наследии Морриса, получив большую свободу в рисунке и сюжетной  вариативности (лучший тому пример - дизайн обоев английского архитектора Чарльза Войси (Charles Voysey)).

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

Обои Уильяма Морриса

www.abitant.com

Фантастические обои Уильяма Морриса – Ярмарка Мастеров

Предлагаю небольшой (напротив, очень даже ма-а-аленький) экскурс в викторианскую Англию, во времена, когда здравствовали и творили художники, называющие себя «Братство прерафаэлитов». Их творчество – тема отдельная и необъятная. Достаточно сказать, что они подняли искусство реалистического изображения на такую высоту, что изобретение цветной фотографии было не столь уж обязательным. Члены «Братства» не долго думая объявили все, созданное после Рафаэля — ложным путем в искусстве, который привел к вырождению, серости и бездуховности. Они предлагали вернуться к истокам, когда искусство было свободно от политических и коммерческих устремлений.

Уильям Моррис, художник, поэт, философ, каллиграф, один из идейных вдохновителей  «Братства прерафаэлитов» был под стать разносторонним титанам эпохи Возрождения, которые служили для него образцом. Одной из важнейших его заслуг является возрождение искусства книги. Но речь сейчас пойдет не о книгах, а о предмете прозаическом, который тем не менее обрел в руках гения статус шедевра. Речь пойдет об обоях.

Главной для Морриса оставалась мечта об облагораживании жизни, о том, чтобы сделать человеческое бытие прекрасным. Вслед за прерафаэлитами Уильям Моррис считал, что необходимо возрождение средневекового ремесла. В своем имении он организовал мастерские (под общим названием «Arts & Crafts»,то есть искусство и ремесла), где вручную изготовляли мебель, ткали ковры и шпалеры, делали на гончарном круге посуду.

Уильям Моррис сыграл важную роль в формировании английского стиля. Он избегал просто красивых вещей и пропагандировал идею интерьеров, в которых не должно быть ничего лишнего (В понимании того времени, конечно же. Современные поклонники минимализма только рассмеются, глядя на эти орнаменты). Вещь должна быть на своем месте, служить человеку и воздействовать на него особым одухотворяющим образом. Возможно, в этом и был его главный талант как художника и дизайнера. И конечно же, это он ввел моду на сплошные цветочные орнаменты в интерьере. Я хорошо понимаю его заказчиков — видя такую красоту, хотелось обклеить ею все стены и потолок в придачу, а также заказать текстиль с таким же рисунком (что и поныне является визитной карточкой английского стиля).

Моррис и сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. Он постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. В этих прекрасных орнаментах Моррис воспользовался и мастерски аранжировал не только средневековые традиции, но и приемы Возрождения, и мотивы японских гравюр (Запад тогда очередной раз открыл Японию и был в восторге от уки-е). Мусульманский орнамент он тоже изучил довольно внимательно - это можно понять по тому, как умело Моррис организует цветовую гамму и заполняет пространство причудливой вязью.

Обои по эскизам Морриса производятся и поныне, но дешевле с тех пор не стали. Но свою миссию он мог считать выполненной — искусство стало всеобщим достоянием. Предлагаю полюбоваться на красоту!

Источники: Статья о Моррисе Е.Л.Немировского, материалы Википедии, основная часть картинок из блога «Братство прерафаэлитов», остальное — на сайте нынешних производителей и на просторах сети.бумага

викторианская эпоха

орнамент

обои

www.livemaster.ru

Английские ткани и обои Morris & Co, подробный обзор

english-wallpapers-and-fabrics-by-morris-co

«Каждая вещь в доме должна быть либо полезной, либо красивой», — так считал Уильям Моррис, основатель всемирно известной фабрики элитного текстиля. И большинство англичан с ним согласны. Особенно, если дело касается обоев и тканей.

Давно прошли времена, когда шторы существовали лишь затем, чтобы прикрыть голое окно, а обои — чтобы скрыть неровности стен. Дизайн тканей и обоев — искусство, и каждый дизайнер стремится превзойти конкурентов. Но наибольших успехов в этом деле добились англичане.

Главная черта английского стиля — приверженность традициям. Но интерьер не должен выглядеть музейным. Осовремененная классика, дизайн, неподвластный времени — вот к чему стремятся производители английских обоев и текстиля.

Об одном из самых известных брендов мы сегодня расскажем подробно. Знакомьтесь: Morris & Co — британская компания, выпускающая обои и ткани с середины 19 века. Свидетельством истинной роскоши и безупречного качества является тот факт, что именно эти ткани и обои были выбраны для оформления королевского дворца в Лондоне.

Продукция Morris&Co известна во всем мире и представлена более чем в 50 странах. В России ее складскую программу представляет компания Les Stores. Подробнее об особых условиях для наших читателей и выгодных ценах мы расскажем в конце этого обзора.

А пока узнайте о достоинствах продукции этого английского бренда, а также посмотрите более 100 фото респектабельных обоев и тканей в интерьерах.

Девиз компании — «THE LUXURY OF TASTE» — можно перевести как «Роскошь вкуса». И это точно отражает их подход к дизайну. Morris & Co намекает, что великолепный вкус, с каким выполнены их обои и текстиль — сам по себе роскошь. Столь же роскошным будет и интерьер, который они украсят.

И самое приятное — с ними почти невозможно ошибиться. Ткани и обои Morris & Co выписываются в большинство традиционных стилей — классику, модерн, колониальный.

Эта продукция включает более 30 вариантов рисунка обоев и столько же — тканей, в том числе — идеальных компаньонов.

Примеры тканей и обоев в одном и том же рисунке:

Но даже если вам понравились обои из одной коллекции, а ткани — из другой (или даже разных), вы легко подберете гармоничное сочетание, ведь один рисунок, как правило, выпускается в 3-5 цветовых вариациях.

Примеры сочетаний разных обоев и тканей:

__________________________

история бренда

История этой компании насчитывает более полутора веков. В далеком 1861, когда по Англии шагала промышленная революция, известный художник Уильям Моррис решил открыть собственную текстильную фабрику.

Вопреки веяниями времени, он отказался от машинного труда — ведь разве может бездушный станок заменить умелые руки? Однако идея оказалась успешной, что неудивительно. Ведь в любом поколении найдутся приверженцы традиций, а уж в Англии консерваторов всегда было достаточно. Именно это обусловило успех Морриса.

Его детище пережило две мировых войны, и теперь является одним из ведущих производителей элитных тканей и обоев. Ручная роспись, тщательная проработка деталей, неизменно богатые узоры — все это делает ткани и обои Morris & Co произведениями искусства. И сейчас вы сможете рассмотреть эту красоту поближе.

Обои и ткани Morris & Co в интерьерах разных комнат

Эта продукция включает более 30 вариантов рисунка обоев и столько же — тканей, в том числе — идеальных компаньонов. Большинство представлены в разных цветовых решениях. Мы подробно расскажем о них, а пока посмотрите, как эффектно они выглядят в интерьерах.

Ткани и обои Моррис для холла, гостиной, столовой и кухни.

Обои и ткани Моррис в интерьере спальни.

__________________________

ткани Morris & Co

fabrics-by-morris-co1

Чем интересны ткани Morris & Co? В первую очередь — тем, что актуальны для любого времени года, как и положено истинной классике. Представлено множество тканей для разных задач: жаккард, гобелен, лен и хлопок. Ткани украшаются вышивкой или техникой ручной печати.

В ассортименте фабрики немало осовремененных репродукций рисунков самого Морриса. Они лишь меняют цвет, размер декоративных элементов, но сама суть — верность традициям, лучшее из лучшего — остается неизменной.

fabrics-by-morris-co2

Познакомьтесь с основными коллекциями этих тканей.

Archive III Prints

Это одна из новых коллекций. Дизайн всех рисунков разработан основателями фабрики, но представлен в слегка осовремененном виде. Основной мотив — природа во всех проявлениях. Терновый куст, цветки ежевики, и даже изящные водоросли в стиле ар-нуво — эти сюжеты понравятся всем неравнодушным к красоте природы и стилю модерн.

Но если вы уверены, что классика должна быть строгой — специально для вас были созданы орнаменты Pimpernel с идеальной симметрией (фото 1, 2, 4). Не лишенные, впрочем, природного очарования.

Если вы считаете, что нет ничего прекраснее творений природы — обратите внимание на серию Bramble (фото 15, 16). Тончайшие прожилки, детально прорисованные цветки — невероятно живой и элегантный дуэт! Или другое изящнейшее творение природы — виноградная лоза на тканях Grapewine (фото 13, 14).

The Brook (фото 11, 12) — это готовый сюжет для картины: олени, собравшиеся на водопой у ручейка в таинственной лесной чаще.

Если же вам больше по душе лаконичность, присмотритесь к Primrose & Columbine (фото-5) — этот рисунок напоминает акварели на ботаническую тематику. Или традиционно строгий Swans (фото-6) – гордые лебеди, скользящие по водной глади… Считаете, что классика должны быть сдержанной? Тогда выберите для интерьера один из этих рисунков. А можно и оба — они прекрасно сочетаются.

Woodland Embroideries

Еще одна новинка, она в очередной раз напоминает, что все новое — хорошо забытое старое. История этой коллекции началась еще в 1860, когда Моррис с женой осваивали искусство вышивки.

Ставя целью украсить собственный дом, они создали неповторимые орнаменты, которыми вдохновляют дизайнеров и по сей день. В том числе и современных дизайнеров фабрики, осмелившихся вывести в свет «домашние» шедевры основателя.

Если для предыдущей коллекции были характерны богатые сюжеты из множества элементов, то Woodland Embroideries выглядит гораздо сдержаннее. Скромные, но прекрасные цветы, изящные веточки-вензеля, и даже фигурки животных. Все это — строго симметрично и украшено превосходной вышивкой. Такой орнамент делает ткани Woodland Embroideries идеальными для выдержанного классического интерьера.

В этой коллекции нашлось место всевозможным растениям — от привычных до экзотических. Так, например, очень элегантно смотрятся Jasmine Embroidery с нежными побегами жасмина (фото 1, 2, 3). Ему не уступает и более лаконичная, но не менее привлекательная Woodland Tree (фото 4, 8).

Но, может, вам больше по душе растения, которые не часто встретишь в саду? Например, цветы артишока (Artichoke Embroidery, фото 5, 6, 7) или распускающийся хлопок (Wightwick Embroidery, фото 10, 11).

Если же вас привлекает фауна — заведите на шторах или подушках пару лесных зверьков от Woodland Animal (фото 9, 10, 12). Такой сюжет смотрится ненавязчиво и идеально дополняет строгие интерьеры, а великолепное качество вышивки делает эту ткань поистине роскошной.

Archive II Prints

А эта коллекция посвящена лесам. Причем не только традиционным европейским пейзажам, но и экзотике — например, бамбуку. Эта ткань так и называется — Bamboo (фото 3, 4). В орнаментах встречаются не только растения, но и дичь — зайцы, фазаны, лисы.

Конечно же, не обошлось и без традиционных цветочных узоров, изящных переплетений и мелких веточек. Например, огромных ярких цветов Lodden (фото-5). Или же вас восхищают нарядные павлины? Дизайн Forest (фото 1, 2) вдохновлен как раз этой прекрасной птицей.

Изящные побеги с миниатюрными листочками — вот истинное воплощение нежности и изысканности, великолепного вкуса. Если вам нравится растительная тематика, но вы против крупных цветов и чересчур сложных орнаментов — выберите Love Is Enough (фото 7, 8).

Archive Prints

И, наконец, первая часть серии . Она напоминает цветущий сад: деревья простирают ветви к небу, по ним порхают птицы, а внизу распускаются ноготки, ирисы и нарциссы. Согласитесь, превосходный вид.

Если вы мечтаете о лете или весне (а лучше — том и другом) круглый год, обязательно присмотритесь к этой коллекции. Возможно, именно здесь вы найдете идеальное дополнение к вашему интерьеру.

Обратите внимание, например, на великолепную ткань Golden Lily (фото-4). Нежные цветы на фоне изогнутых побегов выполнены в лучших традициях модерна — изысканно и женственно. Или Kelmscott Tree (фото 7, 8) — манящий райский сад.

Полюбуйтесь на эту забавную птичку в зарослях ягод (фото 1, 2, 3) — ее зовут Strawberry Thief («Расхититель клубники», «Клубничный воришка»). Хочется чего-нибудь более строгого? Для вас — коллекция Bluebell (фото-10), где цветы изящно вписаны в геометрический орнамент.

Посмотрите, какие ткани Morris & Co есть на складе Les Stores в Москве.

Все остальные можно увидеть в шоу-руме компании или заказать визит дизайнера с образцами к вам на дом, после чего оформить оперативную доставку в течение пары недель.

__________________________

обои Morris & Co

wallpapers-by-morris-co1

Помимо тканей, в ассортименте Morris & Co есть и великолепные обои. Фабрика выпускает их с XIX века по эскизам самого Морриса и его компаньонов. Полтора века назад использовалась традиционная для того времени техника ручной печати и красители на минеральной основе. Сегодня им на смену пришли более совершенные технологии, позволяющие сохранить яркость красок, но при этом сделать рисунок более стойким.

Старые эскизы получают новую жизнь, адаптируясь к современности и создавая классику будущего. Более того — новые технологии позволяют украшать обои теми рисунками, которые раньше встречались только на тканях. Великолепные переливы цветов, неповторимый акварельный эффект, тончайшая прорисовка каждой детали — вот что отличает обои Morris & Co.

wallpapers-by-morris-co2

Большинство из них — компаньоны к тканям, но есть и уникальные модели. Или — с таким же рисунком, что и ткань, но другого цвета. Главный мотив всех коллекций — цветы, растения, живая природа в любых проявлениях. Это и делает обои Morris & Co идеальными для любого интерьера в традиционном стиле.

Некоторые варианты рисунков повторяют дизайн тканей, но есть и те, что существуют только на обоях.

Archive III Wallpapers

Это — изящные цветы и тонкие ветви с листочками. Большинство обоев повторяют узор тканей из той же серии, но есть и универсальные орнаменты в кремовых, голубых и зеленых тонах. Сюжеты вдохновлены природой: цветы, ягодные кусты, нежные листочки.

Хочется изящества? Присмотритесь к Honeysuckle & Tulip (фото 1, 2, 3) — изящному узору, напоминающему цветочную арку.

Особое внимание привлекают обои-компаньоны к тканям Jasmine (фото-14) и The Brook (фото-7). Их рисунки полностью совпадают с узорами тканей, но выполнены в более светлых тонах.

Не менее интересны обои Arbutus – точечные красные акценты на фоне лиственного ковра (фото 5, 6). Или Mary Isobel — нежнейший цветочные орнамент, похожий на рисунок акварелью (фото-13). А как вам элегантные завитки листьев в серии Bachelors Button (фото 9, 10)?

Morris V Wallpapers

Воплощение благородной сдержанности. Строгие геометрические орнаменты, представленные в этой серии — идеальное дополнение к интерьеру, который и без того богат на яркие краски. Впрочем, если вам нужна акцентная стена — здесь есть модели и с богатым узором из цветов и ветвей.

Хотите роскоши — украсьте стены изысканными хризантемами Chrysanthemum (фото-1). Вас вдохновляет таинственная Индия, загадочные национальные узоры, контрастные цвета? Тогда серия Indian воплотит ваши мечты об экзотике (фото-3).

Если же вы предпочитаете строгие линии и крупные рисунки — обратите внимание на обои Granada (фото-4). Цветы граната, обрамленные шпалерой, выглядят невероятно роскошно. И завершает садовую тематику лаконичный Lily Leaf – тонкие веточки, идеальные для классического интерьера (фото-2).

Archive II Wallpapers

А это — тоже цветы, но более изысканные. Если ткани этой серии ближе к классике, то в дизайне обоев четко прослеживается дух колониального стиля. Тщательно выписанные лепестки и листья, насыщенные цвета, экзотические или просто запоминающиеся растения — вот что отличает эту коллекцию.

Если в вашем доме не хватает ярких красок, но вы боитесь переборщить с цветом, тогда обои из коллекции Archive II — именно то, что вы искали.

Нравятся птицы? Поселите нескольких пернатых на тканях или обоях Bird & Pomegranate (фото 1, 2).

Женственно и в то же время свежо смотрится Pink & Rose (фото-3) — изысканный букет полевых цветов, компаньон к такой же ткани. Еще один компаньон — обои Strawberry Thief (фото-5) — идеальный партнер для оригинальной ткани с птичкой и клубникой, о которой мы рассказывали выше.

Предпочитаете более строгий «пейзаж»? Посмотрите на реалистичный ковер из листьев — в обоях Leicester (фото-8).

Любителей растительной тематики очарует изысканный узор Acanthus (фото-6)– живописные листья, сплетающиеся в изящное зеленое полотно. Или Larkspur – миниатюрные цветочки в зарослях папоротника (фото 9, 10). А если хочется пасторали — к вашим услугам Daisy, очаровательный букет из полевых цветов (фото-7).

Archive Wallpapers

Цветы — главный мотив и в этой серии, но здесь основная тематика — сад: тюльпаны, ноготки и даже артишок. Кроме цветов, есть и сочные фрукты, и более нейтральный узор — листья. А также очень интересный ритмичный узор — он напоминает галерею, увитую плющом.

Может, вам понравятся аппетитные лимоны и гранаты, которые так и называются — Fruit (фото-1)? Они непременно подарят вам ощущение лета в благоухающем саду. Если вам больше по душе лаконичный орнамент, обратите внимание на Willow (фото-2) – тонкие веточки ивы, для рафинированных эстетов.

Обои под названием Artichoke (фото-5) – идеальный компаньон к одноименным тканям из коллекции Woodland Embroideries. Отличает их цветовая гамма — если ткани более яркие, то обои призваны играть роль второго плана.

В таких же приглушенных тонах выполнены и Marigold (фото-6) – цветки календулы, прорисованные настолько детально, что напоминают роспись на стенах.

Посмотрите, какие обои Morris & Co можно приобрести уже сегодня в Les Stores. Любой другой вариант дизайна вам привезут из Англии по самым выгодным в РФ ценам.

__________________________

спецпредложение для наших читателей

Компания Les Stores — единственная в РФ компания, имеющая складскую программу Morris & Co. Именно поэтому она предлагает самые низкие цены на всю продукцию этого бренда и широкий ассортимент коллекций, которые можно получить в течение 1 дня.

Любой артикул, которого вдруг не окажется на складе, для вас оперативно закажут на фабрике по европейским ценам. Но прежде вы получите истинное удовольствие от выбора — рассматривая многочисленные образцы этих роскошных обоев и тканей.

Для наших читателей (дизайнеров и владельцев жилья) также действует Акция «Выгодные скидки при покупке от 10 рулонов обоев или 10 пог/метров тканей любого дизайна».

Уютный шоу-рум в историческом центре Москвы удовлетворит самый взыскательный вкус. По желанию можно вызвать дизайнера Les Stores на ваш объект, чтобы лично убедиться в высоком качестве британской продукции и выбрать наиболее подходящий вам вариант.

И, кроме того, — можно заказать пошив изделий из тканей в лучших традициях английских интерьеров.

Узнайте подробности и алгоритм работы:

morris-co-by-lestores

www.design-remont.info

Обои Morris и другие творения Уильяма Морриса: как создавались уникальные орнаменты

Дата: 16.09.2013 , Обновлено: 09.09.2017

Если бы Уильяму Моррису сказали, что спустя полтора века его будут помнить только как одного из основоположников движения Arts and Crafts (искусств и ремесел), он бы наверняка удивился, а то и обиделся. 

Фотопортрет Уильяма Морриса (1834–1896), сделанный в Лондоне в 1870-х годах

Фотопортрет Уильяма Морриса (1834–1896), сделанный в Лондоне в 1870-х годах

Моррис с завидным энтузиазмом работал во многих гуманитарных областях. В юности он пробовал себя как художник, правда, не особенно преуспел – основатель братства прерафаэлитов Данте Габриэль Россетти осмеял его попытки писать. 

Камин в Дубовом зале в особняке Уайтуик-Мэнор, графство Уэст-Мидлендс, архитектор Теодор Мандер, дизайнер Эдвард Оулд. Гардины Cray по эскизам Морриса

Камин в Дубовом зале в особняке Уайтуик-Мэнор, графство Уэст-Мидлендс, архитектор Теодор Мандер, дизайнер Эдвард Оулд. Гардины Cray по эскизам Морриса

Зато искусствоведом-медиевистом Моррис стал профессиональным. Кроме того, он был активным общественным деятелем (в 1885 году участвовал в создании “Лиги социалистов” и часто писал для ее журнала The Commonweal), а также поэтом, переводчиком и издателем (основал издательство Kelmscott Press).

Кресло, обитое шерстяной тканью Bird, около 1870 года

Кресло, обитое шерстяной тканью Bird, около 1870 года

Главным, что определило путь Морриса в искусстве и его стиль, было Средневековье, которое он изучал и боготворил. Плотный орнамент на обоях, тканях и коврах Морриса напоминает средневековые гобелены; витражи и росписи по дереву – готические аналоги, и даже оформленные им книги похожи на манускрипты XI–XIII веков. 

  • Страница и обложка сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год

  • Страница из “Рубаи” Омара Хайяма в переводе Уильяма Морриса, издание 1872 года с иллюстрациями самого Морриса, Чарльза Фэрфакса Мюррея и Эдварда Бёрн-Джонса

  • Страница и обложка сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год

  • Но не стоит думать, что Моррис занимался бездумным копированием. В своих орнаментах он пытался “скрестить” готику с натурализмом и считал, что природа – лучший источник вдохновения. 

  • Образец обоев по эскизам Уильяма Морриса, Chrysanthemum (1886 год)

  • Образец обоев по эскизам Уильяма Морриса, Kennet (1883 год)

  • В одной из своих лекций он говорил: “Любое украшательство бессмысленно, если оно не вызывает приятных воспоминаний. Не лучше ли иметь обои или шторы, навевающие мысли о лугах Пикардии или виноградных лозах в вашем саду, чем унылые ряды фальшивых цветочков и листочков, которые остается только пересчитывать от скуки?”. 

    Гостиная дома писателя Тома­са Карлайла в Лондоне с обоями Willow Bough и скатертью по эскизам Морриса

    Гостиная дома писателя Тома­са Карлайла в Лондоне с обоями Willow Bough и скатертью по эскизам Морриса

    Он призывал своих современников брать за основу орнаментов простые английские цветы: розы, лилии и маргаритки, а не экзотические заморские растения. И сам подавал пример: первые же обои, которые Моррис придумал в 1862 году, – Trellis – были “срисованы” с розового куста из его собственного сада.

    Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса) из прихожей Станден-хауса в графстве Сассекс. Делая эскизы, Моррис решил, что птицы ему не удаются, и попросил своего друга, архитектора Филиппа Уэбба, нарисовать их

    Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса) из прихожей Станден-хауса в графстве Сассекс. Делая эскизы, Моррис решил, что птицы ему не удаются, и попросил своего друга, архитектора Филиппа Уэбба, нарисовать их

    Несмотря на то что Моррис считается одним из популяризаторов бумажных обоев, он не был их ярым поклонником. У себя дома он практически их не использовал, предпочитая ткани и гобелены. Моррис, как и многие состоятельные викторианцы, был жертвой предрассудка, что обои – дешевый вариант декора. С другой стороны, принципы производства обоев (с 1813 года их печатали на паровых станках) шли вразрез со стремлением Морриса восстановить и сохранить ремесленные навыки и ручной труд.

    Читайте также: Особняк Уильяма Морриса в Келмскотте

    Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор —  его летней резиденции в графстве ­Оксфордшир

    Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор —  его летней резиденции в графстве ­Оксфордшир

    “Мы, дизайнеры и художники, являемся сейчас единственными представителями ремесленного искусства, которое в условиях рыночного производства фактически вымирает”, – говорил он. К сожалению, воззрения Морриса-дизайнера противоречили принципам Морриса-социалиста. 

    Обои Willow, Artichoke, Scroll и Pimpernel  из коллекции Archive Prints, выпущенной Morris & Co. в 2011 году в честь 150-летия фабрики

    Обои Willow, Artichoke, Scroll и Pimpernel  из коллекции Archive Prints, выпущенной Morris & Co. в 2011 году в честь 150-летия фабрики

    Он считал, что красивые и удобные дома, мебель, предметы декора должны быть доступны для широких масс, а это едва ли было возможно без развития машинного производства. Даже бумажные обои по дизайну Морриса (не говоря о тканях, мебели и стекле) были по карману далеко не каждому – из-за сложных многоцветных рисунков процесс их изготовления был долгим и дорогостоящим.

  • Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне, орнамент 1875 года

  • Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне, орнамент 1860 года

  • Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне, орнамент 1864 года

  • Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне, орнаменты 1864 года

  • Нужно признать, в моду стиль Морриса вошел не сразу и так никогда и не завоевал абсолютной популярности. Например, Оскар Уайльд терпеть не мог его орнаменты. В начале 1860-х годов они интересовали только друзей и коллег Морриса – дизайнеров, поэтов, художников, и только к 1880-м годам проникли в дома представителей среднего класса и в справочники для декораторов. 

  • Архивный образец обоев с изображением гранатов, лимонов и оливок, 1862 год. Этот узор лег в основу знаменитых обоев Fruit

  • Современная интерпретация обоев Fruit входит в коллекцию Archive Prints, выпущенную Morris & Co. в 2011 году

  • Многие состоятельные люди стали заказывать у Морриса не только обои и ткани, но и целые интерьеры. Он был известен как мастер на все руки: клиенты поручали ему оформить стены и окна, выбрать мебель, выложить плиткой камин. 

    Бюро по дизайну Филиппа Уэбба, расписаное Уильямом Моррисом сценами из жития святого Георгия, 1861–1862

    Бюро по дизайну Филиппа Уэбба, расписаное Уильямом Моррисом сценами из жития святого Георгия, 1861–1862

    Именно многопрофильность и узнаваемый стиль сделали Морриса первым британским интерьерным дизайнером в современном значении этого слова.

  • Витраж по эскизам Морриса, “Король Артур и сэр Ланселот” из серии “Тристан и Изольда”, заказанной коммерсантом Уолтером Данлопом, 1862 год, Брэдфорд

  • Витраж по эскизам Морриса, “Ангел со скрипкой”, 1861 год, церковь Всех святых в Селсли

  • Витраж по эскизам Морриса, “В начале было слово”, 1861 год, церковь Всех святых в Селсли

  • Текст: Ксения Ощепкова

    www.admagazine.ru


    Смотрите также