Строительный справочник | материалы - конструкции - технологии. Обои история


История обоев (от 11 века) — ФОТО примеры, видео, обои в Европе и Азии, производство 2017

В это трудно поверить, но у обычных бумажных обоев богатая история.

Они путешествовали через целые континенты – с Востока на Запад, претерпевая множество модификаций и улучшений.

С чего же началась история обоев?

Из этой статьи вы узнаете самые удивительные факты о таком популярном настенном покрытии, как обойное полотно.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-01

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-01

История обоев: момент возникновения

За пару сотен лет до нашей эры, после изобретения бумаги, в Древнем Китае придумали обои. Первые образцы создавались из тончайшей рисовой бумаги и служили для украшения стен домов.

На протяжении пяти столетий китайцы хранили секрет изготовления бумажных полотен, ни за какие деньги не желая продавать его заезжим европейцам.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-09

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-09

Но опасность подкралась не с запада, а с востока – в Японии научились делать бумагу, а следом за ними к тайне производства причастились и арабские страны.

Арабы выведали секрет бумажного производства путем пыток над китайскими пленными после поражения китайцев в битве с арабским народом.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-08

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-08

Японцы пошли своим путем, изготавливая бумажные изделия для собственных нужд, а арабы разнесли секрет по всей Европе, пока в 11 веке нашей эры бумажное ремесло не добралось и до России.

В те времена высоко ценили именно китайские рисовые листы. До нашего времени в музеях сохранились невероятно тонкие, искусно расписанные полотна из Древнего Китая.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-10

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-10

Полотна, привезенные с Востока, стоили баснословных денег, немногие могли позволить себе такую роскошь.

Изначально бумажные материалы украшали дорогие интерьеры богатых господ наравне с картинами – изображения на них были поистине произведениями искусства.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-02

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-02

Шествие обоев по Европе

История обоев только начиналась. Бумажные полотна распространились по европейскому континенту в конце 16 века.

После изобретения прессовой машины для печати, стало возможным тиражировать бумажные полотна, чем и занималась первая французская гильдия мастеров-обойщиков.

Уже в конце 17 века все в той же Франции Жан Папильон, мастер гравирования, изобрел способ печатать на обоях рисунки и узоры, которые повторялись бесконечно.

Благодаря этому изобретению, производство обоев стало массовым, и обойные мастерские начали появляться во всех странах Европы.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-06

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-06

Высокого качества достигла обойная продукция Англии. По сей день английский стиль в интерьере предполагает строгий стиль с четким, часто вертикальным, орнаментом.

С ростом обойного производства появлялись все новые украшающие элементы, вроде шелковых нитей, аппликаций из ткани, вышивки.

Отделочные материалы из бумаги использовались иначе, нежели сейчас: они крепились на специальном холсте, который держался на раме, расположенной на стене.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-04

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-04

Еще не придумали наклеивать бумажные полотна непосредственно на стену, а потому они выполняли функцию украшения в интерьере.

Нередко женщины сами украшали листы рисунком. Делали вышивку, раскрашивали их, создавая панно и картины.

В Российской Империи бумажные материалы начали активно использовать в 18 веке. Изначально отделочные полотна пользовались спросом только среди богачей, так как стоили недешево.

Для своих особняков знать выбирала изготовленные вручную листы с добавлением шелка, с детальной росписью.

Сейчас в музеях можно увидеть богато расписанные полотна того времени, когда-то бывшие элементом декора в самых знатных домах.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-05

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-05

История обоев — момент БУМа

История обоев продолжалась во все эпохи человеческой цивилизации, с каждым столетием становились все доступнее.

Бумага из роскоши превратилась в необходимость, ее производили в непомерных количествах, что сделало возможным понизить цену.

Так в 19-м веке бумажную оклейку стен можно было увидеть везде – от мещанских домов до роскошных дворцов и особняков.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-07

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-07

А в 20-м обойная индустрия достигла пика. Разнообразие обоев и их доступность сделали их обязательными для отделки, практически, любых помещений.

Постепенно бумажные материалы утвердились в домах обычных жителей и стали одним из самых демократичных и практичных декоративных настенных покрытий.

Невозможно представить стены без обоев: в фильмах о начале прошлого века даже не замечаешь их. Но они уже вошли в моду, и их клеили в соответствии с требованиями того времени.

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-03

bumazhnye-oboi-istoriya-foto-03

В наши дни бумажные материалы, история которых наполнена удивительными фактами, используются повсеместно.

Сейчас каждый может позволить себе оклеить квартиру бумажными обоями, которые считались настоящим сокровищем на заре нашей эры, высоко ценились в эпоху промышленных революций, и стали спасением для миллионов семей в наше время.

В завершение темы — видео об истории шведских обоев:

oboi-steny.ru

История обоев

Старые обоиИстория обоев была основана главным образом на материалах, которые сохранились в архивах и музейных коллекциях, дополненные обоями выжившими в исторических зданиях, а также те, которые представлены в наглядных отчетах интерьеров.

Основной смысл обоев – это воссоздание фона. Роль обоев в общей декоративной картине помещения является очень важным. Выбор обоев влияет на настроение и стиль комнаты, а также может влиять на выбор других предметов обстановки. Сами обои могут свидетельствовать о функции помещения, и часто отражают возраст, статус или род его жителей или привычных обитателей.

Тем не менее, различные мнения об обоях были очевидны с самого начала. Некоторые считали, что это будет привлекательным, чистым и прочным, в то время как другие были против, что мода на обои вытеснил другие методы стенных декораций. Это широко распространенное и непрерывное двойственное отношение к обоям. В значительной степени обои имеют подражательный характер фонового рисунка, он почти всегда предназначен, чтобы выглядеть как что-то другое - гобелен, бархат, ситец, шелк, лен драпировки, дерева, каменная кладка, фреске. На протяжении большей части своей истории обои изготавливались (по крайней мере на первый взгляд), чтобы быть чем-то иным, чем просто отпечатанной бумагой, и как доступный заменитель более дорогих материалов.

Обои изначально предназначались как дешевый заменитель гобелена и обшивки. Некоторые историки считают, что использование обоев в Европе начинается 1400-х годов. На бумаге были небольшие квадраты с изображениями, напечатанных деревянных блоков, которые затем окрашивались во вручную.

В 1500-х годах, богатые люди продолжали покрывать свои стены обоями, но теперь они делали это бархатом или даже тисненой кожей. Самые ранние известные обои в Англии приходятся на 1509 году. В целом, на обоях этого периода изображены цветочные узоры и росписи.

Но обои не чисто западное изобретение. Китайцы начали производить обои в начале 1600-х годов. На обоях были нарисованы птицы, цветы и пейзажи. Основа была изготовлена из рисовой бумаги и имела форму прямоугольных листов.

1600-е годы можно считать периодом французской инноваций, ведущих к широкому признанию обоев.

В этот период бумажные обои разделилась на два вида – простые и сложные. На простых обоях, как правило, изображался геометрический рисунок. Сложные обои состояли из более сложных конструкций, в том числе щиты, вазы или цветы и были созданы из нескольких блоков. Впервые был использован своего рода трафарет, был применен цвет. Менее дорогие бумажные обои были напечатаны не так четко, а иногда изготавливались из изношенных блоков и продавались на сельских ярмарках. Более дорогостоящие обои были изготовлены из тщательно вырезанных, новых блоков и обладали высоким качеством цветной печати.

1600-е годы также отмечен дебют обоев из флок бумаги. Флок - это небольшая стрижка шерсти, оставшихся от производства ткани. Процесс включал живописный цвет фона на бумаге или холсте, печать или трафаретный дизайн и на него наносили медленно сохнущий клей, а затем рассеивали шесть над клеем. Таким образом, образуя бархатистый ворс на выбранной конструкции. Практика флок обоев началась около 1600 года, но популярностью стали они пользоваться в период 1715-1745 г., когда данный тип обоев был импортирован из Франции в Англию.

С 1680-х, обои предложили экономичную альтернативу гобеленов и кожаных драпировок. Отдельные листы были объединены в группы по 12 или более, чтобы сформировать рулон, что позволяет ускорить печать обоев.

К началу 1700-х годов, простые черно-белые обои фактически исчезли в Европе. В моде были цветные обои, особенно импортированные из Китая.

Во Франции, обои эволюционировали. Первые из них были напечатаны в небольших площадях. В конце концов, квадраты были склеены в длинный лист и скручены в рулоны для удобства. Обои стал королевским делом. В 1778 году Людовик XVI издал указ, который требовал длина обоев около 34 футов.

Французы продолжали вводить новшества и изобрели машину для печати обоев в 1785 году. Для создания дизайна обоев стали привлекать художников. Китайские обои продолжают пользоваться своей популярностью, продвигая свой стиль ручной росписи птиц, деревьев, пагод. Китайские фигуры в пейзажах стали называть шинуазри. Эти обои нашли свое место в усадьбах, дворцах и замках. Европейские художники копировали китайские проекты, но франко-произведенные бумажные обои были наиболее популярными.

Во-первых, бумажные обои появились в небольших комнатах, в то время как ткань продолжают использоваться в основных. Использование обоев стало настолько широко распространено, что в 1712 году в Англии на них был введен налог.

Большинство работ этого времени имитировали текстиль и их производители хвастались, что они могли бы подражать штоф, бархат и рукоделие.

Изготовление обоев

Французы захватили отрасль производства обоев. Один производитель заслуживает особого упоминания, Жан-Батист Ревеиллон, который создал "Производство Рояль". За несколько лет до Французской революции, его завод в Париже произвел самые лучшие и самые красивые обои для французской аристократии. Он подвергся нападению разъяренной толпы в 1789 году и Ревейон бежал в Англию. Завод был открыт с помощью других людей, которые нашли как его можно использовать революционерами, печатая патриотические газеты в красный, белый и синий цвета. Ревейон черпал вдохновение из росписи на деревянных панелях, дверях и жалюзи - стиль порожден Рафаэлем в Ватикане. Его конструкции были длинные вертикальные и изящные конструкции урн, цветы, лебеди, птицы и звери блочно-отпечатанные в десятках разных цветов. Он также представил обои, в которых использовались сильные цвета - красные, охры, терракоты, зелень и лазурные блюз - в дополнение к традиционным оттенкам черного. Классические мотивы, медальоны и танцующие фигуры стали популярным экспортом в США.

Тем временем, в Англии, обои были окрашены вручную на стене, чтобы перехитрить налоговиков. Обойная промышленность продолжает расти. В 1773 году, парламент отменил запрет на импортируемые обои, хотя таможенные пошлины до сих пор применялись. Налогообложение продолжалось в следующем столетии и породило значительное количество доходов. К 1806 году, фальсификация обойных марок было добавлено в список преступлений, наказуемых смертью.

К началу 1800-х годов, разделять стену на нескольких частей с использованием цоколя и бордюра стало модно. Границы дифференцировали каждый раздел, который имел отличительные, но взаимосвязанные модели. Этот стиль часто видели в викторианских домах.

Полоски - напоминали о военной кампании с их военными цветами - стали популярной в наполеоновской Франции и в Англии. Использовались не только на стенах, но и на потолке. Практика распространилась по всей Европе. Панорамные пейзажи были также популярны во Франции, но не были широко распространены в Англии, поскольку англичане не могли их приспособить к родовым портретам, которые в то время они предпочитали в качестве украшения стены.

Это была теперь очередь Великобритании к инновациям. Отмена обоев налогообложения в 1836 году призвал дизайнеров в Англии производить очень сложные конструкции, которые стали популярны в викторианскую эпоху. Поскольку производство увеличилось, цены упали, и все больше и больше людей были в состоянии купить обои для своих домов. Появились обои которые подходят для детской ребенка. В викторианскую эпоху, главные залы могли похвастаться яркими цветами обоев того времени.

Практические инновации продолжались. К 1947 году появились первые виниловые обои, которые широко используются и по сегодняшний день.

www.oboibass.ru

Кто придумал обои? История возникновения обоев

Известно, что основателями такого строительного материала как обои, являются китайцы. Именно они в 200 году до нашей эры оклеивали стены своих жилищ. Ими было налажено производство рисовой бумаги, предназначением которой являлось оклеивание стен помещений. Долгое время они хранили свой секрет, и только в 6 веке тайну узнали японцы, которые быстро сумели наладить производство подобной бумаги. После произошедшего сражения в 751 году при Самарканде китайскими пленниками был выдан секрет производства бумажных листов арабам.

Кстати, рисовые обои, которые были изготовлены в Китае, имели особую ценность. Это происходило даже независимо от направления моды. По сей день стенды лучших музеев мира украшают образцы старинных обоев. Где-то уже в начале 8 века технологические процессы производства нашли свое распространение. До России и до других стран эта технология дошла лишь в 10-11 веках, а применяться они стали несколько позже, с 11 по 15 век обои относились к предметам роскоши и свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца дома.

Во Франции в 1599 году образовалась гильдия «обойщиков». Несколько лет ушло на то, чтобы наладить технологический процесс производства обоев с самым простым рисунком. Изначально полотна обоев выпускались небольших размеров. В 1675 году французским гравером Джоном Папиллоном была выявлена возможность изготовления матриц, с помощью которых осуществлялось печатание непрерывного рисунка на обоях. Это позволило ускорить развитие производства обоев.

istoriya-oboev

В странах Западной Европы в 17-18 веках стали обретать популярность «фальшивые» шелка. Технология изготовления такого шелка заключалась в том, что на обрезки шелковых нитей насыпали на грунтованную поверхность бумажного полотна. Вместе с высыханием грунта шелк приклеивался и полученный эффект создавал иллюзию ткани.

Особая популярность обоев приходится на вторую половину 18 века. Интересным остается тот момент, что бумажные обои наклеивались не на стены или бумажный слой, как делается это в настоящее время, а на холст, который натянут на деревянный подрамник, который, в свою очередь, прикреплен к стене.

Об обойных рисунках можно сказать следующее. В 17 и начале 18 века каждый рисунок подражал фактуре кирпича или штукатурки, некоторые имитировали некоторые детали архитектуры. Уже в конце 18 века было налажено производство обоев с аллегорическими сюжетами, с изображением пастушек и пастушков, пейзажами. И уже чуть позже особую популярность приобрели обои, выполненные с цветочными рисунками, также это были рисунки, которые имитировала мрамор, лазурит, малахит.

strousam.com

История возникновения обоев - ответы и советы на твои вопросы

Обои начали свою историю в Китае. Случилось это ранее 200 года до нашей эры. Именно тогда была изобретена рисовая бумага, и ею начали оклеивать стены жилищ. Китайские мастера тщательно скрывали секрет изготовления бумаги почти полтысячелетия. Только в шестом веке он был раскрыт японцами, а после сражения, произошедшего при Самарканде (751г.) способ изготовления бумажных листов, плененные китайцы выдали арабам.

Приблизительно в VIII веке нашей эры, производство бумаги стало распространяться в Европе, а в Х – XI столетиях полностью поглотило «старый свет», в том числе и Россию.

Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, вне зависимости от капризов моды и разнообразия вкусовых предпочтений. Стенды многих известных музеев мира до сих пор украшены старинными образцами расписных обоев. Однако, широкое применение бумажные обои обрели гораздо позднее. А основными материалами для отделки стен служили кожа и ткань.

Обои из разнообразных материалов являлись предметом роскоши и свидетельствовали о высочайшем социальном и материальном статусе владельцев домов, чьи стены были украшены ими. Случалось, что обоями оформляли лишь парадные помещения. Штофные обои из драгоценной шелковой пряжи со сложными композициями можно было встретить только лишь в домах знатных вельмож, дворяне же с меньшим достатком довольствовались расписным холстом. Известно также, что некоторые богатые европейцы заказывали художникам раскрашенную бумагу для оклейки стен. Но, говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса, естественно, не приходится.

Во Франции в 1599 году образовалась гильдия «обойщиков», но на тот момент были доступны лишь куски небольшого размера.

В 1675 году Jean Papillon, гравер из Франции, изобрел способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком. Это изобретение значительно ускорило развитие обойного производства.

Благодаря своим превосходным методам производства, начиная с XVIII века , приобретает популярность продукция Лондонских цехов.

В XVII-XVIII веках в странах Западной Европы получили распространение так называемые фальшивые шелка. Изготавливали их так: поверхность бумаги грунтовали, сверху насыпали обрезки шелковых нитей, грунт высыхал, а шелк, таким образом , приклеивался. Этим способом создавалась полная иллюзия ткани. Надо заметить, что подобного рода обоями был когда-то украшен Лувр - резиденция французских королей, замок герцога Армана – Жана дю Плесси и самого кардинала Ришелье.

Своего расцвета мода на бумажные обои достигла во второй половине XVIII века. В России предпочтение «бумажкам» отдавалось в Москве. Это было связано с особой столичной модой на достаточно недорогие имитационные материалы в отделке частных усадеб и домов.

В то время обои клеились не непосредственно на стены или бумажный подслой, как сейчас, а только на холст, который натягивался на деревянный подрамник, прикреплявшийся к стене. Таким образом, по обе стороны обоев был воздух. Дорогостоящие обои медленнее отсыревали, были менее подвержены деформации и меньше выцветали. И при проведении генеральной уборки их можно было при необходимости снять почистить или, если нужно, заменить холст.

Первое время рисунки обоев имитировали фактуру штукатурки, кирпича или отдельных архитектурных деталей. Однако постепенно, стали проявляться их специфические свойства и преимущества. Например, обои нередко копировали фактуру и рисунок различных тканей. При этом, рисунки как тканых так и бумажных обоев были строго подчинены моду. В XVIII веке это могли быть аллегорические сюжеты, пейзажи, жанровые сцены, имитации под мрамор, лазурит, малахит и так далее. В эпоху викторианства методы машинной многоцветной печати стали ускоренно развиваться, что повлекло за собой дальнейшее удешевление обоев и рост их популярности. Обои приходят почти в каждый дом. Создание обоев даже стало своеобразным женским рукоделием. Многие дамы сами рисовали и вырезали по контуру отдельные детали, создавая неповторимые изделия.

С приходом эпохи модернизма, обои утратили свою былую популярность, однако длилось это забвение недолго – до начала 20-х годов, после чего наступило новое «возрождение» обоев.

Дополнительно по теме: www.oboimos.ru

Полезный совет?

www.domotvetov.ru

История обоев

   Во все времена человек стремился сделать удобнее свой быт и украсить дом. Да-да, с самых древних времён. Именно наскальная живопись была первой попыткой декора интерьера. А во времена фараонов в Египте роспись стен была показателем благосостояния и имела культовое значение. Там же был изобретён папирус, прародитель бумаги - около 4000 лет до н.э. Высушенные и спрессованные определённым образом листы растения papirus стали первым материалом для письма. Рисунки на папирусе стали украшением домов. Китайцы изобрели свой материал для письма - рисовую бумагу. И уже в 200 году до н.э. использовали её как обои для стен.

   В 105 году китаец Цай Лунь придумал способ делать бумагу из волокон коры тутового дерева. В последующие годы технология изготовления бумаги совершенствовалась, китайцы стали добавлять в неё текстиль и рисовый крахмал. В 8 веке китайские торговцы путешествовали по всему Ближнему Востоку и передали секрет изготовления бумаги арабам. Арабы внесли свой вклад в технологию изготовления бумаги - в 10 веке они придумали добавлять льняные волокна. Бумага становилась всё прочнее и качественнее. И стала необходимым материалом в жизни людей.

   В 12 столетии производство бумаги стало повсеместным и в Европе. Но бумага была дорогой, это был скорее предмет  роскоши, чем обиходный материал. Её использовали для передачи информации, написания книг, изготовления гравюр. И только самые богатые люди могли использовать листы бумаги для украшения жилья. Чем  же украшали стены? Картинами на холсте, гобеленами. И обивали стены и потолки помещений тканью. Отсюда и произошло слово "обои" - обить стены тканью. Впервые тканые обои  начали использовать в Вавилоне и Ассирии. Тканевые обои украшали дома и сохраняли тепло. Сначала это были однотонные недорогие ткани грубой выделки. Потом стали использоваться цветные, с замысловатыми узорами, с сюжетами из Библии и картинками из истории. Ситец, бархат, шёлк, атлас - чем богаче был дом, тем изысканнее были ткани для стен.

   Украшать стены тканью стало модным и востребованным. Художник из Фландрии, Ван Дейк, впервые начал делать рисунок на тканях способом печатного оттиска. Во многих музеях мира мы можем видеть различные образцы старинных обоев. Например, в Ватикане представлены обои из мастерской нидерландского художника Бернгарда Ван Олея. Эти обои были сделаны для Сикстинской капеллы по оттиску эскиза Рафаэля. В 15 веке король Людовик XI заказал у художника Жана Бурдишона 50 рулонов бумаги с ангелами на синем фоне чтобы использовать для украшения стен в дворцовых залах. Съёмные листы бумаги можно было легко перевозить из замка в замок. Этот способ украшения стен очень быстро стал модным. Самый старинный фрагмент обоев, 1509 года, был найден в колледже Христа, Кембридж, Англия.

   В 17 веке, в 1675 году, французский гравер Жан-Мишель Папиллон создал деревянные формы для печати рисунка обоев по шаблонам. И это были первые рулонные обои. А в 1778 году король Франции Людовик XVI издал указ, регламентирующий длину рулона. Она должна была быть приблизительно 34 фута или 10,4 метра. Удивительно, но и в наше время эта длина рулона обоев является общепринятой. А в 1798 году, когда во Франции изобрели станок для производства тонких и длинных листов бумаги, изготовление бумажных обоев стало массовым. В 1785 году французский промышленник Кристоф-Филипп Оберкампф создал первую машину для печати обоев, а Никола-Луи Роберт придумал новый метод изготовления бесконечных рулонов обоев. 19 столетие стало золотым веком в развитии полиграфии и бумажного производства. И, соответственно, золотым веком для обойной промышленности. Обои стали доступными для широких слоёв населения. Двуцветные, многоцветные, с тканевыми элементами, разного стиля и качества, на любой вкус и кошелёк. Обои стали неотъемлемой частью быта, что можно проследить по картинам и книгам того времени.

"Почтенный замок был построен,

     Как замки строиться должны:

     Отменно прочен и спокоен

     Во вкусе умной старины.

     Везде высокие покои,

     В гостиной штофные обои..." А.С.Пушкин, "Евгений Онегин"

В период 1837-1901 гг было продано приблизительно 400 миллионов рулонов обоев. Но в 20 столетии, в эпоху модернизма, с осуждением украшательства, обои для стен стали непопулярны. И только после Второй мировой войны этот замечательный элемент декора вновь стал популярным. Ведь именно обои - это самый доступный для каждого человека способ проявить индивидуальность и придать неповторимые черты любимому дому. Невозможно представить нашу жизнь без обоев. Сегодня мы выбираем новые обои, в новом стиле, нового качества. Но и память наша непременно хранит воспоминания о родных и милых стенах - с обоями! - домов любимых людей.

<<< Вернуться в раздел "Полезная информация"

Купить обои >>>

gammadecor.ru

Всемирная история обоев | Строительный справочник | материалы - конструкции

Всемирная история обоев
Всемирная история обоев

Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни. 

build.novosibdom.ru

Обои – история создания | Интересные Факты

Бумагу изобрели в Китае, помимо основного назначения её использовали в качестве обоев. Это происходило как минимум в 200 г. до н.э. Рисовую бумагу наклеивали на стены, хотя доподлинно неизвестно имелась ли в то время на ней роспись. Кроме того бумагу закрепляли на деревянных каркасах, таким образом, получая лёгкие перегородки. Однако китайские мастера более пяти веков свято хранили секреты производства бумаги. В 6 веке бумагу стали изготавливать в Японии. Позднее после битвы произошедшей в 751 году при Самарканде китайские пленники разгласили секреты изготовления бумаги арабам.

В 8 веке бумагоделательное производство распространилось по Европе. В европейских странах и в России обои стали изготавливать в 10-11 веках. Модные обои того времени привозили из Китая, это были нарисованные вручную бумажные картины.

В 1599 году во Франции организовали Гильдию обойщиков, однако они могли изготавливать лишь небольшие куски.

Большой скачок развития обоев произошел в 1675 году, когда французский гравёр Jean Papillon изготовил матрицы для напечатывания непрерывного рисунка на бумагу в рулонах.

В 17-18 веках как альтернативу декорированию стен дорогостоящими шелковыми тканями стали изготавливать фальшивые шелковые обои. Способ их получения весьма прост, на бумажную поверхность наносили клей, а сверху насыпали обрезки шелковых нитей, после полного высыхания создавалась иллюзия настоящей ткани. Такой вид отделки стен можно было увидеть в королевском дворце – Лувре, а также замке кардинала де Ришелье и герцога Армана-Жана дю Плесси.

Пик моды на бумажные обои приходится на вторую половину 18 столетия. В России бумажные обои пользовались популярностью в Москве, здесь их часто применяли для оформления стен усадьб и частных особняков.

С приходом эпохи модернизма обои отошли на второй план, но после 1920 –х годов они вновь стали популярны.

1001fact.ru